Культурно-этнографический центр «Моя Россия»

Культурно-этнографический центр «Моя Россия»

Культурно-этнографический центр «Моя Россия» расположен вдоль левого берега реки Мзымта, выше по течению реки от курорта «Роза Хутор».

Новая достопримечательность – культурно-этнографический центр «Моя Россия», появившийся рядом с горнолыжным центром "Роза Хутор" в Красной Поляне, распахнул двери всем желающим. На площади в 11 гектаров разместились 11 тематических павильонов. Путешествие по этно-парку займет около часа, во время которого Вы посетите самые яркие и популярные места нашей Родины. Этнографический центр, построенный меньше чем за год, был создан для того чтобы, Вы смогли прочувствовать особенности культуры отдельных народов России, специально построены уникальные этно-павильоны, в каждом из которых воссозданы элементы культуры и быта разных народов нашей страны. Побывав в Этномире и увидев традиционную жизнь разных народов, вы убедитесь, что все культуры имеют между собой много общего. Самый главный принцип этого небольшого культурного оазиса — все народы равны между собой и каждый из них имеет право на сохранение культуры и традиций.
Территория центра полностью пешеходная. Этнографический парк «Моя Россия» разбит на несколько секторов по географическому принципу: Кавказ, Суздаль, Центральная Россия, Краснодарский Край, Москва, Русский Север, Санкт-Петербург, Казань, Урал, Сибирь и Бурятия. В разных частях парка можно увидеть здания, стилизованные под архитектуру соответствующего региона.
Для гостей парка есть уникальная возможность купить единственные в своем роде сувениры в торговых павильонах центра. Основной задачей продавцов сувенирами и представителей выставочных павильонов является цель ставить во главу угла – возрождение, развитие и поддержку народных художественных промыслов России, и развитие самобытного российского самосознания. Гости парка могут отведать традиционные блюда в ресторанах, все точки питания на территории комплекса предлагают разный уровень обслуживания и ценовую политику – от заведений для массового потребителя до элитных ресторанов премиум-класса. А также остановится в уникальных гостиничных номерах этнографического центра «Моя Россия», которые спроектированные как дизайнерские бутик-отели. Гостиничные номера располагают номерным фондом, сопоставимым по уровню с отелями 4 и 5 звезд.
В период олимпиады комплекс посетило колоссальное количество гостей со всего мира, оставившее огромное количество положительных отзывов о КЭЦ «Моя Россия».
Культурно-этнографический центр «Моя Россия» - в настоящее время самый значимый проект по сохранению национального достояния, приобщения зарубежных гостей к народной культуре России.

 

buryatiyaБурятия – Буддийский храм

Исторические свидетельства дают основание утверждать, что, начиная со II века до н. э., протомонгольские народы (хунну, сяньби, кидани) были знакомы с буддизмом. На территории Иволгинского городища в хуннском захоронении найдены остатки буддийских чёток.
В начале XVII века тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Первоначально был распространён, преимущественно, среди этнических групп, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии (южноселенгинских и джидинских бурят); в конце XVII — начале XVIII вв. распространился на территории всего Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета, из монастыря Лабранг Трашикьил в провинции Амдо.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна приняла Указ, по которому признавалось существование «ламайской веры» и утверждалось количество дацанов (11) и количество штатных лам (150). Буддизм был официально принят государственной религией в Российской
Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV века и получившей название. Основатель этой школы выдающийся деятель Цонгкхапа (бур. Зонхобо) почитается последователями буддийской религиозной традиции в Бурятии наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни. Последователи Гэлуг в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.
Буддизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиционной науки и культуры бурят-монголов. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие философской мысли, норм нравственного поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психической деятельности и психотехники, художественной литературы, изобразительного искусства и кулинарии.

Особенности архитектуры бурятских дацанов:
• после вхождения Забайкалья в состав России регион оказался в некоторой изоляции от иностранных влияний;
• для строительства дацанов не приглашали иностранных мастеров;
• здания строили с учётом географических и климатических особенностей.
Первые деревянные и каменные здания дацанов — дуга́ны — строились с участием русских каменщиков и плотников, с влиянием традиций русского церковного зодчества. Здания были крестообразными в плане. К основному, квадратному залу, пристраивалась алтарная часть с севера, вестибюль с юга, восточный и западный прирубы использовались для вспомогательных целей. Главный, наиболее богато украшенный, фасад здания — южный. Вестибюль — отличительная черта бурятских дацанов. Он предназначается для отсечения холодного воздуха. В Монголии и Тибете вход в помещение осуществляется прямо с улицы.
Над каждым объёмом (пристроем) здания возводится крыша. Края крыш в начале были прямыми. Впоследствии их начали делать с приподнятыми углами. Периметр здания зачастую опоясывает галерея на колоннах для ритуального обхода. Северная алтарная часть здания глухая — без окон.
Во второй половине XIX века появился новый вид дугана, существенно отличающийся от первых образцов. Для архитектуры нового типа характерны: план, близкий к квадрату, здания строятся в виде ступенчатой пирамиды с галереями и колоннадами на верхних этажах, яркая полихромия, крыша китайского типа с поднятыми углами. Крыша с загнутыми вверх углами стала чертой, отличающей культовое сооружение от обычного здания. Интерьеры дуганов — зал с рядом колонн. Применяется богатый декор, в основном тибетского типа.
Архитектура дацана символизирует божественное тело Будды.

siberiaСибирь – Острог

Острог - небольшое деревянное оборонительное укрепление, возводившееся со времен Древней Руси для защиты мест второстепенного значения (чаще всего на границах с народами, мало знакомыми с осадным делом). В период присоединения Сибири в конце XVI — начале XVIII в. остроги ставились в пунктах, имевших важное стратегическое значение, для защиты русских владений, подчинения и контроля окрестного аборигенного населения, осуществления коммуникации.

Остроги в Сибири располагались, как правило, на возвышенности в месте слияния 2 рек (на «стрелке»). Возможны были 2 варианта возникновения острога: 1. Первоначально возводилось зимовье, которое затем дополнительно укреплялось стенами и башнями. 2. Сразу же ставились острожные укрепления.
По технике сооружения стен выделяются 3 основных типа острога: 1. «Стоячий», когда укрепления представляли собой вертикально поставленный частокол (тын) из заостренных кверху бревен (острожин), вкопанных в землю, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных горизонтальными связями. 2. «Косой», когда частокол имел небольшой наклон внутрь укрепления, бревна в землю не вкапывались, а подпирались изнутри помостом: такие остроги ставились в северных районах Сибири в условиях вечной мерзлоты. 3) «Лежачий», когда бревна ложились горизонтально в «заплот», т. е. заводились в пазы вертикальных столбов; этот тип встречался очень редко (например, Бердский, Нижнеудинский, Саянский остроги, пост­ройки начала XVIII в.). Тыновые стены могли быть одно- и двухрядными, достигать высоты до 4-6 м. В зависимости от размера большинство острогов имели по периметру стен 1 или несколько башен, 1 или 2 ворот. С внутренней стороны к острожной стене мог пристраиваться помост («полати»), с которого защитники вели огонь поверх стен по нападавшим. Для стрельбы в стенах и башнях часто прорубались бойницы. Деревянные укрепления иногда дополнялись земляным валом и рвом, а перед ними — надолбами и рогатками. В плане острог обычно имел четырехугольную форму, изредка треугольную (например Охотский острог постройки 1665). Внутри острога располагались административные здания (воеводская, приказная, ясачные избы), помещения для содержания аманатов (аманатская изба), складские и хозяйственные постройки, мастерские, баня, жилые дома, казармы, церковь или часовня, конюшни, загоны для скота. Часть этих зданий пристраивалась к стенам, усиливая их устойчивость и выполняя функции башен. Жилые и хозяйственные строения с течением времени воз­водились и рядом с острогами. Маленькие остроги, представлявшие собой простейшие укрепления — зимовья, огражденные тыновой стеной без башен, именовались нередко острожками. Иногда такие укрепления назывались городками (Обдорский, Лозьвинский, Обский). Остроги, имевшие важ­ное военно-административное значение, в ходе реконструкций получа­ли городовое строение: их стены ставились срубами и тарасами, которые в разных вариантах могли сочетаться с тыном. Такой острог, с точки зрения фортификации, уже являлся «городом»-крепостью. За время своего существования сибирский острог вследствие климатических условий, пожаров, уничтожения в результате вражеских нападений неод­нократно перестраивались, обычно через 10-20 лет. Кроме собственно острога, острожные укрепления, иногда с башнями, имели почти все слободы в южной, погра­ничной со степью, Сибири.

uralУрал – Демидовские заводы

Столетиями Урал играет выдающуюся роль в исторических судьбах Родины. Край обширных возможностей хранит несметные богатства в своей земле. Урал всегда отличался своим промышленным характером. Предприятия здешних промышленников и, прежде всего, демидовские заводы, продукция которых была известна по всей Европе, стали материальной базой стремительного рывка России в XVIII в., и более того, уральский металл открыл широкую дорогу для русского экспорта.
Начало заводской металлургии Урала положили четыре казенных завода, давших первый металл в 1701-1704 гг. - Каменский, Невьянский, Уктусский, Алапаевский. Петр I сразу понял значение частной инициативы в экономике. Невьянский завод принадлежал казне лишь два с половиной месяца. Уже в марте 1702 года он был передан царем Никите Демидову. Когда демидовский приказчик принимал Невьянский завод 13 мая, тот продолжал строиться. Работало на самом заводе всего 27 человек. С этого начиналось будущее громадного демидовского производства на Урале.
В январе 1703 года ушла с Невьянского завода первая продукция нового хозяина - две пушки и железо. Весной отправилась более богатая партия. Постепенно производство наращивалось. К главной битве со шведами под Полтавой 27 июня 1709 года русская армия имела отличную артиллерию. К этому времени на Урале изготовили свыше 850 орудий и 2700 пудов снарядов.

Основатели всего огромного производства - отец и сын, Никита и Акинфий - готовили прочную базу для всего дальнейшего развития своих предприятий. Заводы Демидовых в 1718 году превысили выплавку казенных заводов по чугуну и довели ее до 362 тыс. пудов. К этому времени появились их новые заводы: Шуралинский (1716), Быньговский (1718)... Создавался своего рода "горный округ Демидовых".
К 1745 году имущество всех наследников Никиты Демидова включало 32 завода, выплавлявших 791 тыс. пудов чугуна.
Демидовское железо с маркой "Старый соболь" было известно повсеместно в России и за рубежом. Уральский металл где только не использовался. Так, полы Троицкой церкви, уникального памятника древнерусской архитектуры Киево-Печерской лавры, в XVIII веке были выложены чугунными плитами, выполненными на демидовских заводах.
Новым демидовским центром, их горным гнездом, становится Нижний Тагил с его двумя заводами: Выйским медеплавильным (1722) и Нижнетагильским железоделательным (1725). На втором заводе 25 декабря 1725 года дали первый тагильский чугун. В XVIII веке в Тагиле плавили чугун, производили железо, изготовляли сковороды, котлы, якоря. Основным была выплавка чугуна. В XVIII веке Нижнетагильский завод считался крупнейшим металлургическим объектом Урала, а его домны по своему техническому уровню - лучшими в Европе.

kazanКазань – Кремль

Казанский кремль - Комплекс оборонительных сооружений включающий в себя стены и башни XVI—XVIII вв., а также археологические фрагменты укреплений X—XVI вв. Протяженность наружного периметра составляет 1800 м.
Стены и башни
Стены и башни, существующие в настоящее время, возводились в несколько этапов: в 1556—1562 гг. псковские мастера во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, строителями собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, построили белокаменные укрепления с юга и севера и в целом повторили конфигурацию и местоположение прежней, татарской крепости, на отдельных участках включив ее фрагменты в структуру возводимых укреплений; в следующий строительный период (конец XVI — начало XVII вв.) завершена реконструкция стен и башен; в XVIII в. стены надстраиваются.
Крепостных башен в кремле было 13. Их наименования (с юга по часовой стрелке): Спасская проездная, Юго-западная круглая, Преображенская проездная, Пятигранная, Безымянная Круглая, Тайницкая, Северная круглая, Воскресенская проездная, Северо-Восточная круглая, Дмитровская проездная, Консисторская, Юго-восточная круглая.
Казанская крепость с тринадцатью башнями была великолепным оборонным сооружением. Глубокий ров с переброшенным через него подъемным мостом отделял кремль от посада. Толщина этих крепостных стен местами доходит до шести метров. В специальных каморах в толще стен хранились боеприпасы: порох, ядра, бочки со смолой, песок и камни. Боевой ход снаружи был защищен стенкой с щелями-бойницами и перекрыт деревянным навесом, опиравшимся на столбы, который во время осады срочно разбирался.
Стены выложены в два яруса общей высотой 8—12 м, завершаются зубцами прямоугольной формы на пряслах XVI—XVII вв. и «ласточкиными хвостами» с надбойничными арочками на участках, реконструированных в XVIII в. Боевой ход крыт тесовой кровлей.
Башни выдвинуты вперед из плоскости стен, разделены на 2—4 яруса с прямоугольными и арочными бойницами, верхние ярусы завершают прямоугольные зубцы, крыты шатрами.
Спасская башня
Спасская башня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного образа — главный въезд в Кремль, расположена в центре южного участка укреплений. Построена в 1556—1562 гг. Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Помещение церкви изначально предназначалось для хранения походной иконы Ивана Грозного и других реликвий штурма Казани русскими войсками 1552 г. Башня первоначально была двухъярусной, с деревянной шатровой крышей, с небольшой дозорной вышкой. В 70-х гг. XVII в. башня надстраивается двумя ярусами с шатровым завершением. Два нижних яруса (XVI в.) четырехгранные, белокаменные, с арочным проездом. На них опираются два кирпичных восьмигранника (XVII в.). В нижнем восьмиграннике установлены часы, верхний прорезан арочными проемами и представляет собой часовую звонницу. Башню завершает кирпичный шатер. Прямоугольный объем церкви примыкает к башне по всей длине, имеет двускатную кровлю, фасады сохранили декор XVI в.
Преображенская проездная башня
Псковские мастера строили и следующую прямоугольную в плане двухъярусную Преображенскую проездную башню. Возведенная на месте Теменской, эта башня по первому ярусу подпирается мощными контрфорсами. В настоящее время через ее деревянные, окованные железом ворота, проходит основная масса туристов. Над воротами с внешней стороны оставлена ниша для надвратной иконы. Второй ярус приспосабливается в настоящее время под сезонное кафе для туристов «Темен». Этот ярус отделен от первого по фасадам каменным валиком того же профиля, что и на стенах, отделяющим нижний ярус стен от уровня боевого хода. Башня покрыта шатровой кровлей из деревянного теса с полицей по карнизу. Поверх шатра возведена караульня, покрытие ее завершает прапор с изображением Зиланта — герба города Казани.

russian-nord (2)Русский Север – Деревянное зодчество

Деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек.

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле.

Лёгкая доступность материала, его самовозобновление, простота обработки позволили древесине стать основным строительным материалом при постройке зданий и сооружений различного назначения на Севере России со времён появления первого наземного жилища до XX века.
К основным факторам, определявшим особенности становления народной архитектуры, можно отнести: природно-географические условия, этническую принадлежность, уровень социально-экономического развития, особенности мировоззрения, бытового уклада крестьян.
Основными источниками для изучения народной архитектуры являются историко-архивные документы, исторический изобразительный материал (иконы, зарисовки и описания путешественников), сами старинные здания. Возраст наиболее древних построек сохранившихся до наших дней насчитывает для культовых зданий максимум 400 лет, для жилых – 150 лет.
Основой любой бревенчатой постройки являлась прямоугольная рубленная из брёвен клеть, различные пристройки и докомпоновки к которой с изменением планировочной и объёмной структуры зданий, приводили к созданию построек разнообразных типов и назначений.
Эволюция культовых зданий происходила не однозначно. Часовни, как правило, видоизменялись от более простых, одночастных и двучастных, разношироких, к трёхчастным с помещениями равной ширины, с надстроенными над сенями звонницами. Однако в более поздний период времени (конец XIX – нач. ХХ вв.) появляются вновь часовни упрощённые по форме и планировке, близкие к более древним, но в то же время обладающие отличными от средневековых часовен формами и характером дверных и оконных проёмов, пропорциональными соотношениями и т. п...
Интересной представляется и характер развития церковных зданий, происходивший от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определённые, выявленные исследователями закономерности, в развитии и формировании тех или иных форм зданий в различных районах Русского Севера.
Жилые крестьянские дома к середине XIX века представляли собой дом-комплекс, объединяющий под одной крышей жильё и хозяйственную часть.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска. В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.

Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.

petersburgСанкт-Петербург

За время своего существования Петербург стал одним из самых великолепных городов мира, что имеет превосходный архитектурный облик. Благодаря Петру І, который надумал построить город по всем европейским канонам, в петербургской архитектуре чувствуется влияние итальянских, немецких и голландских традиций зодчества. По праву Питер называют культурной столицей страны, потому что здесь сосредотачивается огромное количество архитектурных ансамблей и памятников, музеев, соборов и садово-парковых комплексов, поражающие воображение своим стилевым разнообразием и великолепием.

Особенности архитектуры Петербурга проявляются в продуманной регулярности застройки, соразмерности городских ансамблей, учёте влияния неброскости природной среды, гармонии разных стилевых решений, сочетании столичного и регионального менталитета, вовлечении загородных строений в единую архитектурную агломерацию. Благодаря преемственности подобных тенденций сформировался уникальный архитектурный сплав, который вызывает до сих пор неизменное восхищение петербуржцев и гостей культурой столицы.

Очень значима по своим художественным качествам и планировочной форме центральная группа архитектурных строений. В этот комплекс входит Петропавловская крепость, Биржевая стрелка Васильевского острова, Дворцовая, Адмиралтейская и Университетская набережные и связанные с ними площади, а также Невский проспект. Приковывают взгляды посетителей дворянские усадьбы и дворцово-парковые ансамбли окрестностей города – Пушкин, Петродворец, Гатчина, Павловск, Ломоносов, а также архитектура каналов, мостов и невской акватории.

Среди зданий Петербурга насчитываются представители пятнадцати архитектурных стилей. Основными стилевыми направлениями считаются петровское и елизаветинское барокко, характерное для 18 века, классицизм (к. 18 столетия), ампир (нач. 19 века), эклектизм (сер. – кон. 19 столетия), модерн (нач. 20 века), конструктивизм (20 век). Среди других веяний хочется выделить неоренессанс, неоготику, русский стиль, монументализм и конструктивизм. Много Петербург перенял от античного мира.

moscow1Москва – Кремль

Наиболее существенной переменой в общем архитектурном облике Москвы конца XV века было строительство нового каменного Кремля, еще более выделившего его ансамбль среди деревянной городской застройки, в следствии чего Кремль окончательно стал доминирующем центром столицы. Это способствовало и его новому значению как месту пребывания правительства Русского государства. Строгий характер архитектуры кремлевских стен и башен, которые не имели в то время высоких шатровых надстроек, свидетельствовало об их крепостном, оборонительном назначении.

Новые кремлевские стены и башни строились в 1485-1495 гг. Это грандиозное строительство в основном было проведено силами русских зодчих и строителей, работавших, как и в более ранние периоды, артелями, под руководством приглашенных московским правительством итальянских специалистов крепостного дела.

В основу общего плана застройки Кремля были положены белокаменные стены, сооруженные при Дмитрии Донском, и схема застройки центральной соборной площади при Иване Калите. С северо-восточной стороны Кремль был несколько расширен, и периметр его стен увеличился до 2,25 км. Сохранение в новой застройке прежней планировки говорит о том, что новый ансамбль Кремля создавался на основе дальнейшего развития древнерусских градостроительных приемов.

План Кремля, площадь которого равна примерно 27,5 га, приближается к форме треугольника, что обусловлено естественным рельефом местности - высоким холмом у слиянии двух рек, на котором он расположен. На углах кремлевских стен поставлены три высокие круглые башни, выступающие за плоскость стен и замыкающие своими объемами архитектурный ансамбль Кремля. В середине каждой стороны треугольника помещены прямоугольные в плане проездные башни. Между ними и круглыми угловыми башнями, расположены дополнительные башни и ворота, расстояние между которыми определялось обычно дальностью огнестрельного боя того времени. В зависимости от рельефа местности высота стен изменялась от 10 до 17 м., толщина от 3 до 4,5 м. С внутренней стороны они имеют глухую аркаду, над которой расположена боевая площадка, идущая вдоль всей стены. Кирпичные стены Кремля имели белокаменный цоколь.

Главный въезд в Кремль, был по деревянному подъемному мосту через ров и Спасские ворота, в древности носившие название Фроловских. В XVI веке Спасские ворота были надстроены деревянной шатровой башней, в которой были помещены кремлевские куранты - большие городские часы со звоном. Современное каменное шатровое завершение Спасских ворот, как и других ворот и башен Кремля, относится к более позднему времени (XVII в). Первоначально башни заканчивались зубцами и имели невысокую деревянную кровлю, которая шла также вдоль всей кремлевской стены.

Середину северной кремлевской стены занимали Троицкие ворота, к которым вел каменный мост, перекинуты через реку Неглинную, построенный в 1516 г., одновременно с Кутафьей башней, являвшейся предмостным укреплением. Южнее находились Боровицкие ворота, служившие служебными дворцовыми воротами. Тайницкие ворота южной, москворецкой, стены Кремля имели потайной вход к воде и колодец на случай осады. Главные проездные башни Кремля были дополнены "отводными стрельницами" - предвратными укреплениями.

krasnodar (2)Краснодарский край – Казачья хата

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.
Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.
Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».
Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.
Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».
Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.
После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.
Внутреннее убранству казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».
Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.
Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.
Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

central-russia (2)Центральная Россия – Суздаль – «Золотое кольцо России»

Термин «Золотое кольцо России» существует уже более 40 лет. Он был придуман неким советским литератором Юрием Бычковым в 1967 году и сразу стал успешным туристическим брендом для привлечения иностранных туристов в существовавший тогда СССР.
Фактически Золотое кольцо – это группа городов, сосредоточенных на территории Центральной России и представляющих определённую историческую и культурную ценность. Соединённые автомобильными дорогами, они формируют символический круг, ставший олицетворением культурного наследия нашей страны. Более того, многие из его городов и их достопримечательности являются объектами охраны Фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Традиционно в состав Золотого Кольца России входят восемь городов – Владимир, Иваново, Кострома, Переславль-Залесский, Ростов, Сергиев посад, Суздаль и Ярославль.

Что касается старинной архитектуры городов Золотого кольца России, то её интересных и уникальных образцов здесь множество, и в каждом городе они несут свой, неповторимый стиль. Шедевры средневековой архитектуры сменяются великолепными классическими постройками, рядом с которыми можно увидеть здания ХХ столетия, построенные в авангардном стиле.
Начиная с XI века, в северо-восточной части Руси быстро растут новые города, причём строятся не только деревянные укрепления и земляные валы, но и первые каменные соборы, суровые и тяжеловесные. Но уже через 100 лет после постройки первых соборов стали строиться другие храмы, больше напоминающие романский стиль. Их формы были гораздо легче – они словно парили в воздухе. Начало XII века характеризуется в этих местах тем, что в архитектуре начинает ощущаться московское влияние. Однако старые стили не были забыты совсем: в последующие века они не раз подвергались творческой переработке архитекторов и строителей, и использовались в создании облика многих городов.

В архитектурном облике Суздаля именно монастыри стали основной частью городской топографии.
Суздаль сегодня называют городом-музеем, и это действительно сказочный город, древний и заповедный. В русских летописях он упоминается с XI века, и с тех пор начинается целая эпоха в развитии русской культуры и государственности.
Пожалуй, по количеству памятников Суздаль является первым среди городов Золотого кольца - он лучше всех сохранил свой первоначальный облик. Около 9-ти кв. км здесь занимают памятники архитектуры XIII-XIX веков – это храмовые комплексы и гражданские постройки, всего более двухсот.
Границы Суздаля сегодня остались такими же, как в XVIII веке, сохранилась старинная топография и древний колорит, который невозможно скопировать и передать словами. Древняя русская архитектура удивительно гармонирует с окружающим миром и природой, позволяя нам и сегодня почувствовать всю красоту и величие нашей истории.

caucasusКавказ – Башни

На Кавказе расположено большое количество архитектурных памятников, самыми выдающимися из которых являются средневековые башни.
Начало башенного строительства относят к раннему средневековью. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.
Башни строились как оборонительное, боевое, а нередко и жилое строение.
Полубоевые жилые башни - строения, предназначенные и для жилья, и для обороны, т.е. укрепленные жилища. Обычно они имеют три-четыре этажа, первый использовался как хлев, на втором этаже размещался очаг и спальня, на третьем и четвёртом были помещения для гостей и кладовые. В центре жилой башни обычно находился опорный столб, выложенный из обработанного камня. На нём держались балки перекрытий. Самым главным и значимым местом в таких сооружениях был очаг, над которым висела надочажная цепь. Место очага и надочажная цепь были особо значимыми и очень оберегались. Над очагом давали клятвы, нередко прощали кровников. Последний этаж жилых башен нередко использовался для обороны, стены верхнего этажа возвышались над кровлей, образуя парапет. Это значительно усиливало боевые возможности защитников башни, которые вели бой с кровли.
Боевые башни имеют в среднем 5-6 ярусов (самые высокие до семи), малую площадь основания и наклонные стены, предназначавшиеся для создания рикошетирующей поверхности и увеличения поражающего эффекта сбрасываемых камней. Самые ранние башни строились насухо, без связующего раствора, позднее стал широко применяться известковый и песчано-известковый раствор. Обычный строительный материал используемый для постройки — камень, обломки скального плитняка, распространенного в данной местности. Для нужд строительства заготавливали также глину. Что касается деревянных деталей конструкции, то и в этом случае конечно, ценилась твердая древесина, например, дуб. Однако межэтажные перекрытия покоились на балках из хвойных пород. Деревянными в башне были каркасы межэтажных перекрытий, двери, замки и переносные лестницы или бревна с зарубками-ступеньками.
Строительство начиналось с расчистки площадки и укладывания краеугольных камней, это были самые массивные, часто обработанные, каменные глыбы. Важным моментом при строительстве башни было устройство межэтажных перекрытий, служивших одновременно потолком для нижних этажей и полом для последующего. Обычно перекрытие опиралось на несколько горизонтально уложенных бревен, концы которых укладывались в специальные ниши в стенах башен. Укладка бревен не была канонической: они укладывались как от передней стены к задней, так и поперек. Бревна-матицы перекрывались плотным рядом жердей. Строителями башен особое внимание оказывалось бойницам — внутренним и навесным, так как кроме мощи стен главной формой защиты было ведение боевых действий из башни. Именно для этой цели устраивались разнообразные бойницы, появление которых на оборонительных сооружениях связывается исследователями с распространением на Кавказе огнестрельного оружия. Бойницы башен представляли собой узкие сквозные отверстия (одинарные, двойные, изредка и тройные), устроенные в специально предназначенных для того нишах, в количестве от 3 до 6 на каждом этаже. Располагались они с учетом наиболее полного кругового обзора прилегавшей к башне местности и имели самое разнообразное направление, чаще всего вниз или в сторону. Размеры ниш были настолько малы, что в них при всем желании не втиснулось бы плечо стрелка-лучника. Бойницы изнутри были намного шире выходного отверстия, так что стрелок имел возможность наводить оружие в разных направлениях. Машикули выстраивались на выступающих из стен консольных камнях. Осетинские боевые башни из-за того, что почти полностью выполнены из камня (кроме деревянных дверей входных проемов) были вполне противопожарные. Впрочем, есть башни и со следами пожаров, остатками обуглившихся балок межэтажных перекрытий. Но они сгорели, надо полагать, в результате поджога уже после захвата башни. Многие были взорваны карателями, зачастую разрушению подвергался один из углов башни, а остальные доделали стихии и время.