Вокзалы

Со времени развала Советского Союза и по 2013 год в Красную Поляну можно было добраться только одним путем – автомобильным. Когда-то туда летали рейсовые вертолеты из Адлерского аэропорта, и это был самый быстрый путь, двенадцать минут и Вы в Красной Поляне. Но это когда-то.

И долго еще ездили бы туда на авто, но грянула Олимпиада, а с ней и транспортные обязательства. В короткие сроки была построена железная дорога и четыре железнодорожных вокзала: «Адлер», «Олимпийский парк», «Эсто-Садок» и «Красная Поляна».

АДЛЕРСКИЙ ВОКЗАЛ

Главный и самый крупный из них - вокзал в Адлере. Вокзал строили четыре года. Архитектура его современна, в основе металл и стекло, а силуэт напоминает накатывающую на берег волну. Проектировщиками выступили омская компания НПО «Мостовик» и английская «Аrup». Церемония открытия состоялась в октябре 2013года при участии самых высоких гостей: Владимира Путина, Томаса Баха, Дмитрия Козака, Владимира Якунина и Александра Ткачева.

Здание построено над железнодорожными путями и как мост соединяет городскую часть Адлера с берегом моря. По обе стороны вокзала расположены автотранспортные площадки. Под зданием вокзала находятся 10 путей и 5 платформ для поездов дальнего и пригородного сообщения. Он объединил центральные районы города Сочи, Имеретинскую низменность с Олимпийским парком, международный аэропорт Адлер и горные курорты Красной Поляны. Сам терминал может вместить до 2300 пассажиров. Здание имеет три уровня. На первом этаже с южной и северной стороны входные зоны оборудованные системами безопасности и проверки пассажиров и ручной клади. Второй этаж - это просторный зал. Здесь разместились кассы, кафе, туалеты, магазины одежды и обуви, спортивных и курортных товаров, кондитерский магазин, сувенирные лавки, минимаркет, салон связи, сервисный центр, камеры хранения, В западной части вокзала выходы на платформу, оборудованные турникетами и лифт для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. С южной стороны вокзал оборудован просторным открытым пешеходным мостом, с которого можно спуститься к автобусным остановкам и набережной. Это еще и великолепная смотровая площадка, отсюда открывается завораживающий вид на побережье, как в сторону Сочи, так и Адлера.

На третьем этаже разместились залы ожидания, бизнес зал, детская игровая комната, сувенирные лавки.

С восточной стороны к новому вокзальному комплексу примыкает старый Адлерский вокзал.  Он сохранил свой первоначальный облик и превратился в милый уголок огромной современной транспортной инфраструктуры. Здесь круглосуточно работает зал ожидания повышенной комфортности, музей истории РЖД (где много удивительных экспонатов), столовая, авиа и ж/д кассы, минимаркет.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ «ОЛИМПИЙСКИЙ ПАРК»

От железнодорожного вокзала «Адлер» до вокзала «Олимпийский парк» с повышенным комфортом можно добраться на железнодорожном экспрессе «Ласточка». Время в пути 10 минут. Вокзал «Олимпийский парк» находится в Имеретинской низменности, в междуречье Мзымты и Псоу, в нескольких десятках метров от входа в Олимпийский парк. Здание вокзала по форме напоминает летящую птицу. Двухуровневая привокзальная площадь верхней своей частью соединена со зданием вокзала, платформами и парадной лестницей с фонтаном, спускающейся к входной площади в Олимпийский парк. Нижняя часть привокзальной площади – это автовокзал с перронами для общественного транспорта и такси.

Здание вокзала спроектировано и построено как инновационный объект «зеленого» строительства. Экономия ресурсов при его эксплуатации достигается за счет энергосберегающих стекол и затеняющих конструкций фасада, современных автоматических вентиляционных систем, датчиков воды, солнечных батарей.

В здании вокзального комплекса разместились кассы, камеры хранения, справочные, кафе, банк, ресторан, комнаты матери и ребенка, медицинский блок, магазины, залы ожидания, помещения для VIP – пассажиров, зал официальных делегаций. Подъем пассажиров на разные уровни вокзала осуществляется с помощью лестниц, эскалаторов и лифтов. Особое внимание уделили маломобильным группам населения. Вокзал оборудован всеми новейшими системами для их передвижения. Одновременно вокзал может вместить до 8500 пассажиров.

От вокзала «Олимпийский парк» на экспрессе «Ласточка» можно отправиться не только в Адлер, но и на Красную Поляну.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАНЦИИ «ЭСТО-САДОК» И «КРАСНАЯ ПОЛЯНА» ("РОЗА ХУТОР")

Железнодорожные станции «Эсто-Садок» и «Красной Поляны» ("Роза Хутор") находятся на левом берегу реки Мзымта в районе поселка Эсто-Садок, за поселком Красная Поляна. Причем  первая станция на пути следования из Адлера - станция «Эсто-Садок», а конечная – «Красная Поляна». Хотя в реальности все наоборот. Это сделано для удобства туристов, которые направляются на горные курорты «Роза Хутор», «Горки Город» и «Лаура» и бренд «Красная Поляна» им хорошо знаком. От вокзала «Адлер» до вокзала «Красная Поляна» около 50 км. Время в пути составляет 40 минут.

В отличие от новых железнодорожных вокзалов приморского кластера «Адлер» и «Олимпийский парк» вокзалы горного кластера тоже построены наоборот. Если Адлерские вокзалы расположены над ж/д путями и платформами, то Краснополянские под ними. Если в Адлере в вокзал нужно подняться, то в Красной Поляне спуститься с платформы. Но все они объединены одной архитектурной концепцией и построены из аналогичных материалов. Оба вокзала имеют стандартный набор услуг: кассы, справочные, камеры хранения, медпункт, буфет, туалеты, залы ожидания, автоматы с прохладительными напитками, сувенирные лавки. Но есть и некоторые отличия. Например, на первом этаже станции «Красная Поляна» встретился оригинальный Самовар-закусочная. Здесь можно выпить горячего чая или кофе со свежей выпечкой, и все это в пределах 100 рублей.  Хочется отметить  установленную на обоих вокзалах электронную информационно-справочную систему по городу Сочи на русском и английском языках. Она поставлена в помощь гостям города, но в одной из них (на вокзале « Красная Поляна») информация не обновлялась со времени проведения Олимпийских Игр, да и качество самой информации сложно назвать хорошим, много путаницы и несуразицы. На вокзале «Эсто-Садок» аппарат был включен, но не реагировал на запросы.

В шаговой доступности от вокзалов расположены станции канатных дорог на олимпийские объекты «трамплины» (вокзал «Эсто-Садок»), «санно-бобслейная трасса» и лыжно-биатлонный комплекс (вокзал «Красная Поляна» ("Роза Хутор")) и автостанции для общественного транспорта.