Краснополянское шоссе

1911 год

Если окунуться в историю 100 летней давности, то можно сравнить прошлое и настоящее самого живописного шоссе Черноморского побережья Кавказа. Для этого заглянем в путеводитель Кавказского Горного Клуба "Сочи и его окрестности" (С.П.Б.1911г.):

"Путешествие сюда легко и удобно, сравнительно недорого, почему оно и может быть смело рекомендовано, как средство доступного всем знакомства с горным характером Кавказа, одной из самых красивых и поражающих своими величественными контрастами дороги... Сообщение с Красной Поляной происходит через Адлер, до которого нужно проехать морем (пароход) или сухим путем - дилижансом, линейками, дрогами и в четырехместных рессорных на резиновых шинах экипажах....Шоссе, начатое постройкою в 1897 г. и открытое  для движения в 1899 г. обошлось приблизительно в 1.060.000 руб. Проходит оно в местности настолько живописной, что стоит остановить внимание читателя на всех наиболее красивых его пунктах. Всё шоссе расходится на  две части -  предгорную до хребта Ахцу и горную, начиная от последнего до Красной Поляны. Длина этих частей одинаковая – по 22 версты. Часть предгорная идёт на первых 6-7 верстах очень близко к реке Мзымте; на этом протяжении земли принадлежат, между прочим, выселку Казачий Брод, где крестьяне  водворены на правах культурных арендаторов, с правом выкупа арендуемых участков в собственность. За 7-й верстой начинается казенный лес с пальмовой оброчной статьей и клепочным дубом. На двух поворотах шоссе открываются виды на так называемую Ахштырскую теснину – прорыв Мзымтою меловых известняков кряжа Дзыхра-Ахун. Ниже этого места лежит левобережное селение Ахштырх, прорезанное дорогой на нагорное плато Аибга с 5 поселками того же имени. Местность 9-13 версты резко выделяется изобилием пальмы, самшита и белыми пологими грядами известняков с глубокими воронками и провалами. Последние (некоторые со сталактитами) образуются дождевой водой, содержащей углекислоту и лучше растворяющей тело известняков. У поворота шоссе на 11-й версте (зигзаг) в сотне шагов к югу – живописный вид на дно Ахштырской теснины. Если идти краем вниз по Мзымте, можно прийти к ходу в горизонтальную, с 2-мя выходами пещеру, длиной в 50 саж. На 13-й версте шоссе переходит через водораздел Мзымта-Кудепста. На 14-й версте вторая седловина в буковом лесу опять возвращает шоссе в бассейн реки Мзымты и сейчас же открывается ряд красивых видов: на котловину около Мзымты между хр. Ахцу и Ахштырской тесниной, на левобережный новый поселок «Дзыхра», на приют отшельника над обрывом теснины р. Мзымты (на левой стороне в самом высоком её месте). На 15-й версте шоссе проходит через русский поселок Голицинский и выселок  дер. Лесной-Кура-Менза. Здесь – шоссейная будка, несколько домиков, где можно достать самовар, яйца, цыплят, молоко. За Голицинским Поселком местность постепенно приобретает горный характер, склоны делаются круче, обрывистее, овраги глубже, слабеют заросли, все чаще попадается чистый буковый лес. На 22-й версте межа монастыря недавно основанной Свято-Троицкой обители. Проехать в обитель на колесах хотя и недалеко (2 версты), но трудно; легче и скорей подняться пешком, чтобы осмотреть церковь, дом для братии, хороший огород, устроенные и заведенные усердными трудами и почти без средств. На 24-й версте шоссе подходит к массиву Ахцу и вступает в наиболее трудный участок; около 4 вер. оно идет на высоте от 30 до 6 саж. над рекой, по карнизам – крутым обрывам известняковых скал. Над головой здесь висят отвесные скалы более 150 саж. вышины, полутоннели, наконец, в одном нависшем над рекой выступе прорыт  тоннель в 41 саж. длиной. За тоннелем суровость пейзажа смягчается, шоссе проходит мостиком через быстрый поток Кепши и вступает в буковый тенистый парк. Начиная с Ахцу, селений нет и лишь встречаются шоссейные сторожки. За парком опять идут карнизы, но уже потерявшие цену после теснины Ахцу, и шоссе заходит в боковую долину притока р. Чужипсе. На 33-й версте от моста через Чужипсе можно сделать прогулку по долине названной реки; в 7 верстах от этого места расположен новый поселок «Медовеевский», разбросанный на живописных террасках, среди богатого каштанового и букового леса, разделяемого полянками, заросшими грецкими орехами, яблонями. По дороге в поселок, в 1,5 верстах от шоссейного моста, в наносе реки – из берега бьет, кипя, масса углекислоты, углекисло-щелочно-железистый приятного вкуса минеральный источник. Долина Мзымты от реки Чужипсе видна сверху, левый берег одет крупным буковым лесом, на гребне выделяется темная оторочка пихтового леса. Около 40-41 версты левый водораздел венчается красивою зеленою вершиной альпийской области Аибги. Сквозь просвет ущелья видна цепь главного хребта – группа гор Псеашхо. На 43 версте дорога, пройдя по тенистому плато, поросшему молодым лесом, пробегает живописную полянку с шумным холодным ручьём и приближается к дикому, последнему, обрывистому выступу над рекой. Здесь Мзымта, суженная до 15 сажень, мчится по огромным уступам  и валунам, вся пенится и шумит. За этой быстриной начинается территория города Романовска -  идиллическая поляна с кущами орешника, студеным ручейком и яркой зеленью лужаек между огромными деревьями. Дорога вьётся краем поляны, справа неумолчно грохочет Мзымта, незаметно её шум переходит в рев ещё более бешеного притока «Бешенки», несущейся с постоянного снегового узла Ачишхо чрез плато Красной Поляны в глубокую впадину теперешнего русла Мзымты. Перейдя через поток  мостиком, шоссе выходит на нижнюю окраину плато Красной Поляны, бросает влево грунтовую ветвь к греческому селению, идёт кшоссейной казарме, через нарезанные городские планы и, пройдя полурасчищенный городской парк, продолжается до начала ветви к Охотничьему Дому Их Императорских Величеств…"

Прошел век

Вот как описывает измененное Краснополянское шоссе старейший житель Красной Поляны, Почетный гражданин города Сочи, краевед Борис Дмитриевич Цхомария в своей книге «Красная Поляна» (Краснодар, 2008 г.):

«Дорога в Красную Поляну начинается в Адлере – районном центре города Сочи. Адлер – узел транспортных линий: авиационных, железнодорожных, морских, автомобильных. Из Адлера и Сочи ежедневно отправляются рейсовые автобусы.

Первые километры от Адлера автомагистраль идет низиной через селение Молдовка, основанное после окончания Кавказской войны выходцами из Молдавии. Оно протянулось по долине Мзымты на несколько километров. У селения Казачий Брод шоссе раздваивается. Влево, вверх по склону Ахштырского хребта, идет старая дорога через село. Прямо к подножию хребта ведет новая широкая автомагистраль, сократившая путь до Красной Поляны почти на 15 километров. Название «Казачий Брод» напоминает о тех временах, когда казаки пользовались здесь удобной переправой через Мзымту. Сейчас правый берег реки украшает новый пейзаж. С дороги хорошо видны строгие ряды прямоугольных прудов крупнейшего в мире племенного форелеводческого завода «Адлер».

Минуя форелеводческий завод, дорога проходит через 400-метровый тоннель. Как только выедете из тоннеля, смотрите во все глаза-перед вами предстанет удивительное творение природы – Ахштырская теснина…Мы на дне теснины. Слева и справа – скалы….Стены теснины состоят из осадочных пород, образовавшихся на морском дне. Постепенно они цементировались и образовали известняки.  

Чтобы увидеть стоянку первобытного человека – Ахштырскую пещеру, надо проехать до селения Казачий Брод…...по старому шоссе….

Мимо наиболее живописной части теснины шоссе проходит вдоль правого берега Мзымты и на 22-м километре через небольшой подъем выходит к селению Монастырь. В 1902 году староафонский отец Маркиан и около 30 монахов на южном склоне хребта основали Свято-Троицкий монастырь. Впоследствии он был разрушен, но остатки фундамента и ряды пирамидальных кипарисов сохранились до сих пор….

У селения Монастырь начинается скальный участок Краснополянского шоссе – ущелье Ахцу. Среди памятников природы ущелье Ахцу занимает одно из почетных мест. По своей живописности оно напоминает известное Дарьяльское ущелье на Военно-Грузинской дороге. Шоссе здесь проходит по узкому карнизу, вырубленному в скале. Его окаймляют бетонные парапеты. Тесно настолько, что машины не везде могут разъехаться. Слева от дороги вздымаются каменные громады, справа - отвесные головокружительные обрывы. Внизу, зажатая в узком ущелье, ударяясь о громадные валуны, прокладывает себе путь седая от пены Мзымта, Красота необычайная…. Скальный участок, протяженность которого четыре километра – самый эффектный и наиболее красивый  на всем пути от Адлера до Красной Поляны….. Неприступные скалы покрыты зарослями тиса, самшита, лавровишни. Вот и огромная скала, нависающая прямо над головой. В народе это место получило название «Пронеси, Господи!». В одном месте, на недоступной высоте, в расщелине, можно разглядеть два лома. Они – свидетельство тяжелого и опасного труда строителей шоссе. Сооружение дороги началось в 1897 году, и через два года она была открыта для движения. Руководил строительством талантливый инженер-дорожник Василий Константинович Константинов (1867-1920). Его скульптурный портрет, изготовленный из меди А.Тихомировым, установлен на отвесной скале перед тоннелем….Перед входом в тоннель бросается в глаза выдолбленный в скале над обрывом карниз, являющийся свидетельством безуспешной попытки обойти каменную глыбу. Справа у входа в тоннель сохранилась сделанная рабочими ниша, в которой к открытию дороги они установили икону. Проезжающие здесь останавливались, чтобы помолиться…..

Новый тоннель, производящий незабываемое впечатление, проложен через горный массив Кепша по правому берегу Мзымты на высоте 40 метров над уровнем воды. Протяженность его 2600 м, а ширина проезжей части – 7,5м…..

Открытие тоннеля состоялось в 2005 году…На пути из Адлера до Красной Поляны пассажиры проезжают через шесть тоннелей….Из северного портала тоннеля дорога выходит в долину слияния рек Кепша, Ахцу и Мзымта и через 79-метровый мост минует поселение Кепша. Через два километра дорожный знак указывает путь вправо к небольшому селу Чвижепсе, через которое протекает река с одноименным названием. Слева , в километре от шоссе, в роскошном лесу, находится минеральный источник, известный под названием «Чвижепсинский нарзан»…. Урочище, где из-под земли, из 6-й и 7-й скважин, на поверхность выходит около 150000 литров минеральной воды в сутки, получило название «Медвежий угол». Здесь построен цех по розливу воды «Чвижепсинская».

И снова мы едем по долине Мзымты. От Чвижипсе до Красной Поляны – 15 километров. Дорога постепенно идет на подъем и вьется  среди густого векового леса. По ту сторону Мзымты тянется лесистый Аибгинский хребет. Над темными массивами пихтовых лесов зеленеют залитые солнцем  альпийские лужайки. На берегу Мзымты через просветы между деревьями проглядывает здание Краснополянской ГЭС, через несколько минут справа открывается вид на реку и Греческий мост, а впереди – на мощный акведук, перекинутый через Мзымту. Еще немного езды – оставляем позади быструю речушку Бешенку, бегущую к Мзымте, и горы, в течение часа сжимавшие дорогу, расступаются. Вот и Красная Поляна.»

Прошло 6 лет

Много изменений принесли Олимпийские Игры 2014 года, в том числе и в транспортной инфраструктуре Красной Поляны. В сжатые сроки был реализован проект по строительству авто и железнодорожной магистрали из Адлера в Красную Поляну. Современные технологии строительства в сложных горных условиях предполагают не вписывать дороги в рельеф, а вести прямо, строя эстакады и тоннели. Безусловно, это сокращает время в пути и делает поездку комфортнее, ведь по прямой ехать проще и быстрее. Но давайте посмотрим, что увидит и прочувствует современный путешественник из того, что было описано выше.

Сегодня в Красную Поляну можно проехать тремя способами: по старой дороге, которую описал Б.Д.Цхомария, по новой скоростной автомагистрали и по железной дороге на экспрессе «Ласточка». Воспользуемся одним из них - железнодорожным путем.

Для тех, кто приезжает в Адлер на поезде – это оптимальный вариант. Именно с Адлерского вокзала в Красную Поляну отправляется экспресс и следует без остановок. Время в пути 40 минут. Это наиболее удобный, комфортный и быстрый способ добраться до новых горных курортов «Горная Карусель», «Роза Хутор», а так же до спортивных объектов «Трамплины», «Лыжно-биатлонный стадион» и «Санно-бобслейный комплекс». 

Ну что, поехали…

Отправившись с нового Адлерского вокзала экспресс плавно поворачивает в сторону горных вершин, медленно пробираясь через частные дома и новостройки Адлера. Здесь еще преобладает южная растительность. Из-за заборов частных владений то и дело видны веерные пальмы, раскидистые листья бананов, устремленные ввысь кипарисы, вечно плачущие эвкалипты и заплетенные виноградом беседки. Аэропорт остается слева, железная дорога проходит сквозь автомобильные развязки и устремляется в долину реки Мзымта. Здесь прямо по руслу реки, прижимаясь к ее левому берегу, дорога идет параллельно своему двойнику - двухполосной автомагистрали. Вдали слева сквозь поручни автодороги мелькают дома села Молдовка. Справа ниткой тянется грунтовая дорога в село Ахштырь. Где-то в глубине села на горке приютились развалины Ахштырского храма. Дата его постройки до сих пор вызывает споры. Современной версией признана более поздняя постройка 19-20 века на средневековом основании. Карстовый массив Ахштырь дорога проходит тоннелем, поэтому все красоты этого удивительного уголка остаются за кадром. Длинный тоннель заканчивается, и за окном опять мелькают заросшие лиственным лесом холмы с торчащими из чащи ЛЭП и крышами домов. Снова короткий тоннель и поезд подъезжает к тоннелю через ущелье Ахцу.

Оп и красоты Ахцу опять остаются за кадром. На выходе из тоннеля долина Мзымты расширяется, здесь в Мзымту впадает правый ее приток-река Кепша. Дальше дорога мостом переходит через Мзымту на правый берег. Чистые стремительные воды реки радуют взгляд. Слева мелькают постройки обтянутые банерами с олимпийской символикой, напоминая о прошедших мировых событиях 2014 года. Горы становятся круче, 4-й тоннель ненадолго поглощает поезд. Проезжаем мимо водонапорной башни Краснополянской ГЭС с надписью «Лукойл». 5-й тоннель проводит экспресс через труднодоступный скальный участок левого берега реки. Поселок Красная Поляна остается слева, над ним красуется массив Ачишхо. Поезд не заходит в поселок, прибывая на станцию «Эсто_Садок» на левом берегу реки Мзымта. Справа открывается вид на вершины Аибги. Самая выразительная из них Черная Пирамида. От станции «Эсто-Садок» по авто и канатной дороге можно подняться до олимпийского объекта «трамплины». После Эсто-Садка поезд ныряет в 6-й тоннель. За тоннелем по правому берегу Мзымты медленно проплывает Город Горки со станцией канатной дороги «Горная Карусель» и поезд прибывает на новый вокзал «Красная Поляна». Хотя сам поселок Красная Поляна мы проехали 10 минут назад. Вот такая путаница с названиями для того, чтобы туристы легко ориентировались, ведь Красная Поляна известный бренд.

Проехав по железной дороге вдоль долины Мзымты, мы упустили ряд новых объектов, появившихся в последние годы. Они хорошо просматриваются, если ехать на машине по новой автомагистрали, сидя на переднем сидении. Еще издали, подъезжая к Ахштырскому ущелью, на южных склонах Ахштырского хребта, по обе стороны долины, видны огромные пролысины. Это известняковые карьеры, которые давали щебень Олимпийским стройкам. А через Мзымту перекинут самый длинный в мире подвесной пешеходный мост с «тарзанкой». Но это еще не все ноу-хау современного Краснополянского шоссе. Изюминкой всех новшеств дороги стал вантовый мост, который можно увидеть справа,  при выезде из тоннеля (того самого, что скрыл знаменитый скальный участок ущелья Ахцу) двигаясь по старому Краснополянскому шоссе. Вантовый мост - это часть новой автомагистрали, которая, как и другие дороги проходит ущелье Ахцу тоннелем, но раньше всех появляется на поверхности. Выезжая на вантовый мост из тоннеля успеваешь захватить взглядом часть скального участка с барельефом погибшим красноармейцам, установленном на скале.

Проезд и проход по самому скальному участку ущелья Ахцу теперь закрыт.

Добро пожаловать в Красную Поляну и во всем убедиться самим!